Парфюмерная, или ольфакторная пирамида — один из популярных инструментов для описания звучания духов. Хотите знать, как ноты раскрываются — и аромат меняется со временем? Как компоненты и оттенки сливаются в роскошную симфонию, и почему парфюм на старте и в финале звучит совсем по-разному?
Рассмотрим пирамиду на примере клумбы. Если на ней растут цветы одного сорта, то и цвести они будут в одно время: ландыши — весной, георгины — в конце лета, розы — в зависимости от сорта. Такие композиции в парфюмерии называют линейными или моно-ароматами. Их формула построена на базе основного запаха или аккорда, который слышен от момента нанесения духов и до конца звучания.
Теперь представьте клумбу из растений с различным временем цветения. Узор цветочного ковра все время изменяется — но остается ярким и прекрасным. Чтобы создать такой шедевр, садовник должен идеально подобрать сорта цветов, а парфюмер — составить сочетания душистых компонентов с учетом времени раскрытия и стойкости.
Верхние ноты
Сегодня большинство брендов использует популярную французскую пирамиду из трех уровней. Вначале слышатся легкие летучие оттенки, которые мгновенно раскрываются и быстро исчезают с кожи. В состав верхних нот парфюмерной воды могут входить:
- эфирные цитрусовые масла;
- зеленые, пикантные и свежие акценты — такие, как лаванда, базилик и мята;
- озоновые, альдегидные и другие чистые запахи.
Звучание вершины пирамиды стихает через 10-15 минут с момента нанесения — и остается легким фоном для остальных семейств ароматических молекул.
Средние ноты
Сердце парфюмерной пирамиды может составлять до 50-70% от общего объема композиции. Входящие в его состав ноты раскрываются чуть медленнее верхних и слышатся часами, их легкий след заметен даже в шлейфе. Чаще всего в центре композиции встречаются категории оттенков:
- цветочные (жасмин, герань, ирис и многие другие);
- фруктовые (ананас, персик, слива и пр.);
- пряные (перец, корица, кардамон и другие специи).
В зависимости от особенностей формулы и концентрации ингредиентов отдельные ноты вершины и середины пирамиды могут меняться местами. К примеру, ананас прекрасно сочетается с кислинкой легких цитрусов, а зелень трав эффектно оттеняет душистую феерию цветов.
Базовые ноты
Насыщенные, плотные и стойкие компоненты определяют финальное звучание парфюма. Они довольно долго раскрываются, но и звучат на теле человека до суток или даже больше. Каталог базовых акцентов весьма обширен, в нем могут быть:
- древесные тона — такие, как сандал, кедр, гуаяк;
- смолистые и дымные (табак, ладан и пр.);
- гурманские (ваниль, бобы тонка, какао, карамель и т.п.);
- восточные (амбра и мускус).
Ноты алкоголя и кожи чаще всего используются в основе ольфакторной пирамиды, но в принципе могут встречаться где угодно. От места в композиции зависит восприятие акцентов — так, кожа в верхних нотах звучит легко и дерзко, а в нижних — мягко и шикарно.
Натуральные и синтетические ноты в пирамиде
Большинство парфюмерных композиций содержит и природные, и синтезированные запахи, поскольку только так творец способен получить желанный результат.
Натуральные абсолюты, экстракты и эссенции получают из древесины, листьев, трав, цветов, пряностей и других отборных компонентов, собранных в разных уголках мира. К примеру, ценится египетский жасмин и бурбонская ваниль, а роза может быть болгарской, дамасской или майской.
Использование синтетических молекул оправдано по нескольким причинам и не имеет отношения к цене и качеству духов.
- Ароматы моря, альдегидов и озона невозможно выделить из природных компонентов, их можно только синтезировать.
- Запахи так называемых «тихих» цветов — таких, как гиацинт, сирень, фиалка, приходится воссоздавать искусственно. Они прекрасно пахнут при цветении, но способа «поймать» их аромат и передать духам не существует.
- Амбра, добываемая из гигантов океанов, и другие ингредиенты животного происхождения почти не применяются по этическим причинам. Большинство мировых брендов использует высококачественные искусственные аналоги, дающие отличный результат.
- Не так давно появилась категория синтетических молекул, которые взаимодействуют с кожей и встраиваются в естественный запах человека, доводя его до совершенства. Такой парфюм нельзя создать на базе натуральных компонентов, ведь эта магия пришла к нам из лабораторий.
Необходимо понимать, что пирамида в парфюмерии является единым целым, в ней нет отдельных этажей. Все ноты связаны друг с другом, слои сливаются с соседними и будто бы текут. При нанесении парфюма вы сразу слышите все ноты, которые в нем есть — но с разной яркостью и степенью присутствия.
Вернемся к клумбе, что цветет с весны до поздней осени. Одни бутоны только набирают силу, другие ослепляют красотой соцветий, а третьи тихо отцветают. Так и акценты в парфюмерной пирамиде — взмывают, достигают пика интенсивности и плавно затихают. Из этих нот рождается мелодия, чью красоту и волшебство гармонии вы можете увидеть в пирамиде.